Анализ истории
Главная Контактная информация Гостевая книга
Сайт доктора технических наук Денисова М. А.

МЕХАНИКА, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН ИСТОРИИ

Способ моделирования исторического процесса. При анализе история рассматривается как непрерывный процесс, имеющий траекторию изменения во времени. Поскольку человечество - это часть природы, предполагается, что общие закономерности развития могут быть получены в рамках науки о природе - физики. Для размеров и физических условий жизни людей наиболее значимыми являются законы раздела физики - механики, которая изучает движение и взаимодействие любых тел, в том числе, людей. Поэтому работа была начата с анализа схем взаимодействия людей в больших группах (племя, государство, империя), состоящих из меньших групп (элита, аристократия, классы, партии, мафии, этносы, профессиональные сообщества и т. д.). Схемы рассматривались как механические аналоги человеческих сообществ. Они в наглядной форме показывают, как складываются или гасятся усилия малых групп, которые, заботясь о собственных интересах, решают и общие задачи большой группы. Рассматривались варианты совпадения или разнонаправленности интересов, отношений подчиненности и сотрудничества, природных условий, обеспеченности ресурсами, территорией и др.

Рис. 1. Применение способа конкуренции

Анализ показал, что характерные способы взаимоотношений и взаимодействия, устанавливающиеся между людьми в процессе любой общественной деятельности, можно представить комплексами простых способов: конкуренции, взаимопомощи и принуждения. Для простоты изложения, вместо схем сказанное поясняется примерами. Рис. 1 иллюстрирует достоинства и механизм способа конкуренции . На нем показан один из примеров совместной деятельности людей – перемещение по качественной трассе при хорошей погоде и отсутствии опасности для жизни. Цель перемещения – добежать до финиша и получить некий «приз» или его долю. Цель может быть достигнута усилиями любого отдельно взятого бегуна. Соответственно, максимальная эффективность действий (перемещение на расстояние 10 км за минимальное время) обеспечивается простым бегом «наперегонки» без организации спортивных команд. Способ конкуренции не дает сложения усилий отдельных участников забега, но исключает и дополнительные организационные проблемы.

Рис. 2. Применение способов взаимодействия людей в сложных условиях

На рис.2 показано применение трех способов взаимодействия в сложных условиях (перемещение на 10 км за «призом» вверх на вершину Эвереста). Здесь главное – выжить. Поэтому левая группа людей в соответствии со спортивными традициями объединяется в команду, сила которой многократно возрастает. Это способ взаимопомощи , при котором считается, что лучше поделить «приз» поровну, но дойти до финиша и уцелеть. Средняя группа трудится в условиях способа конкуренции и обнаруживает, что усилий одного человека для достижения цели и выживания недостаточно. На разных высотных отметках видно как редеет состав группы. Правая группа людей несет в паланкине хозяина и надсмотрщика с кнутом. У них тяжелый груз на плечах и нет стимула к труду, т. к. результат будет присвоен хозяином. Такой команде, работающей в условиях способа принуждения , подъем на существенную высоту непосилен.

Описанные способы взаимоотношений и взаимодействия людей в дальнейшем рассматриваются еще и как упрощенные механические аналоги характерных признаков общественно – экономических формаций, используемых в марксистской философии. Формационный подход к описанию исторического процесса имеет наряду с недостатками ряд достоинств, среди которых, в данном случае, важны: серьезная разработка механизмов развития, определенность и известность используемых понятий. В промежуточных рассуждениях считается, что способ принуждения приближенно соответствует рабовладельческой и, ее мягкому варианту, феодальной формациям. Способ конкуренции ставится в соответствие капитализму, а способ взаимопомощи – социализму. На самом деле каждая из формаций представляет собой сложную систему с подсистемами разного уровня. В каждой из подсистем используются разные способы взаимодействия или их комбинации (для разных социальных слоев, разных форм правления и государственного устройства разных стран). То есть, принятые для анализа модели отражают не столько суть, сколько отличия в целом формаций друг от друга.

Исторический процесс рассматривается на основе теории взаимодействия для видов живых существ, эволюционное развитие которых пошло по направлению к социальной форме движения. Рис.3 схематически показывает процесс развития во времени: для простых форм (на примере общественных насекомых) – I период, для предков человека во время антропогенеза – II период, для доисторического периода Homo sapiens – III, для исторического периода человечества - IV и для прогнозируемого периода истории человечества – V. На оси ординат отложены относительные значения двух условных величин: способности сообщества к мобилизации ресурсов для решения крупных общих проблем (защита от врага, вывод экономики из разрухи, решение социальных и экологических проблем и т. д.) или степень защиты сообществом интересов рядовых членов (большинства). Для насекомых интересы – это возможности защиты от врагов, добывания пищи, относительная независимость от условий существования. У протолюдей, вероятно, дополнительно появляется потребность в получении преимуществ во внутривидовой борьбе за существование, и даже стремление к комфортности существования внутри объединившегося сообщества, в котором сильные могут съесть, покалечить или ограбить слабых. У Homo sapiens в процессе развития общества и возникновения новых возможностей появляется длинный список потребностей в соблюдении «прав человека» как коллективных, так и индивидуальных. Здесь может подразумеваться отношение количества прав, свобод, собственности у рядовых граждан и у «элиты» или степень совершенства общества в рамках бытового понятия справедливости и др.

Рис. 3. Схема развития исторического процесса

Исторический процесс с точки зрения теории взаимодействия . Предметом анализа работы являются периоды IV и V, а периоды I, II и III рассматриваются как качественная иллюстрация общей картины и тенденций развития. На рис.3 период I отражает длительный процесс перехода насекомых к социальной форме движения и образования соответствующих структур популяции. Рассудочная деятельность у них отсутствует, поэтому природе приходится закреплять изменения поведения в виде безусловных рефлексов, т. е. перестраивать нервную систему, чтобы насекомые могли образовывать рой. В терминах теории взаимодействия это означает переход от обособленного существования с внутривидовой борьбой насмерть за выживание и пищу (способ принуждения), к конкуренции за пищу без взаимного уничтожения (способ конкуренции), а затем и к объединению против общих врагов (способ взаимопомощи).

Предки людей могли менять формы поведения на основе индивидуального опыта, приобретая соответствующие навыки. По мере исторической смены видов у них появились: способность целенаправленно обдумывать свои действия, речь, эмоции. Научная информация о прямых предшественниках человечества, которых часто называют гоминидами, очень ограничена. Известно, что последние из гоминидов - неандертальцы населяли Европу 200-100 тыс. лет назад и 35-25 тыс. лет назад исчезли. Они не были прямыми предками современных людей и, скорее всего, не могли давать общих гибридных потомков. Homo sapiens жили одновременно с неандертальцами примерно 10 тыс. лет и, теоретически, могли стать виновниками их гибели. Исследователи считают более вероятным вымирание неандертальцев от холода, т. к. 30 тыс. лет назад ледники покрывали большую часть Европы. Молекулярные генетики считают даже, что и Homo sapiens, которые научились шить одежду и изготавливать эффективные орудия труда и охоты, лишь с большим трудом смогли выжить. Причем их количество сократилось буквально до нескольких индивидуумов, а затем увеличилось.

Период II на рис. 3 очень условно показывает как усложнялись взаимоотношения пралюдей, которые сначала были малочисленны и слабы. Постепенно им пришлось перейти от разобщенного существования по способу принуждения (взаимного поедания или присвоения чужой пищи) к способу взаимопомощи с образованием семей, а возможно и родов. Вероятно, взаимоотношения были многоуровневыми. Внутри рода могли формироваться группы с иерархией, охотники могли соперничать друг с другом, между отдельными особями, семьями и группами могли устанавливаться отношения конкуренции, симпатии и антипатии. Все это предполагает одновременное применение разных способов взаимодействия, но в критические для рода моменты оставалась только взаимопомощь.

О доисторическом периоде человечества III известно мало. Нашим предкам тоже пришлось пройти этап существования в рамках способа принуждения из-за разобщенности и слабости, которые определялись их малочисленностью и враждебным окружением. Очень вероятно, что использование способа взаимопомощи на уровне семей и небольших родов, состоящих из ближайших родственников, им досталось "по наследству" от их прямых предков, которые рано или поздно будут установлены. Поэтому история периода может рассматриваться как выработка эффективных способов взаимодействия с переходом от взаимного уничтожения пищевых конкурентов к регламентированной конкуренции, а затем объединению. Люди учились не только воевать за территорию, чужое добро и собственные тела как пищевые объекты, но договариваться. Постепенно образовывались сначала крупные родовые общины, затем племена и племенные союзы. Соответственно возрастал масштаб применения способа взаимопомощи. Формировалась система, известная как первобытно – общинный строй с коллективной собственностью и выборным руководством.

В рамках формационной теории рассмотрены достижения первобытно – общинного строя: рост производительности труда при совершенной организации взаимодействия людей, появление новых орудий труда и технологий, разделение труда. Выросла численность людей, появился избыточный для выживания продукт труда. Но в целом, период III представляет собой процесс отработки взаимодействия людей между родами. В результате процесса возникли образования большего масштаба – племена и союзы племен . А это почти готовые государства. Они имеют «систему защиты» от распада достигнутого уровня взаимодействия людей в виде традиций, обычаев, законов, представлений людей о правильном мироустройстве. Новые образования нуждались в правовой системе регулирования, механизмах, фиксирующих их состав, обеспечивающих исполнение решений власти и т. д.

Сложившиеся традиции и обычаи препятствовали любым изменениям в жизненном укладе, а значит и решению возникших проблем. Менять традиции легче всего в рамках системы принуждения. Поэтому, возникший в 1 тысячелетии до н. э. новый тип общества – античный, смог достичь более высокой динамики развития только разрушением системы взаимопомощи. Как и почему это происходило неясно. Возможно потому, что средиземноморский регион находился на скрещении торговых путей, в нем взамодействовало много народов, частыми были извержения вулканов, землятрясения, менялась даже береговая линия. Динамичные условия делали людей активными, которые своей выгоды не упускают. Происходящие изменения в общественном укладе на начальном этапе оказались выгодными многим: аграриям стал выгоден труд рабов, семьям не хотелось отдавать продукты труда в коллективное пользование, старейшины и патриархи хотели приватизировать коллективную собственность. «Огромную роль в этом процессе сыграло то обстоятельство, что Греция рано стала втягиваться в тогдашнюю мировую торговлю и, соответственно, в мировую систему товарно-денежных отношений». Возникли специализация, частная собственность, обмен внутри сообществ и между ними, в общественном укладе появились черты будущего капитализма, который на рис.3 обозначен как «капитализм падения». Появилось имущественное неравенство, и «элита» общества стала обособляться, использовать свое положение для личного обогащения. Образовалась родовая знать, передающая власть по наследству. На рис.3 этот этап обозначен как «феодализм падения». С ростом производительности труда стало выгодным превращать в рабов пленных и обедневших или задолжавших сородичей. Степень учета интересов рядовых членов сообщества, которых было большинство, на графике упала до минимума.

Очень важным для всего дальнейшего процесса развития оказалось формирование в Греции системы демократического самоуправления. Часть населения, которой довелось стать полноправными гражданами, получила возможность участвовать в общественных делах, управлении полисом, получило гарантии прав и свобод. Считается, что на основе греческой античности формировались достижения в экономике, управлении и культуре Древнего Рима и средневековой Европы. Отметим, что здесь и далее используется традиционное изложение исторических событий, которое внутренне противоречиво и в литературе часто оспаривается. Особенно много возражений вызывает субъективность датировки исторических событий, которая все еще не имеет методов объективных измерений и основывается на "логических" рассуждениях или очень приблизительных данных радио-углеродного анализа и дендро-хронологических оценок. Из-за этого история занимает особое место в ряду научных дисциплин, т. к. в ней многие важнейшие выводы делаются по обрывкам случайной информации из источников, достоверность которых не доказана. Затем эти выводы вводятся в "научный оборот" на основании согласованного мнения специалистов (т. е. своего рода голосования). Современным результатом такого подхода к установлению научных истин можно считать кровопролития при территориальных спорах, захват "исторической родины" в Палестине и др.

В 4 тысячелетии до н. э. и позднее на Востоке стали возникать социалистичные по сути государства с централизованной властью и коллективной собственностью. История каждого из них уникальна, но как отмечено в (Васильев Л. С. История Востока: В 2 т. Т. 1: Учебн. по спец. "История".- М.: Высш. шк., 1994.- 495 с.), "при всем ее неохватном многообразии - от древнего Двуречья до современной Океании, от высоких культур Индии и Китая до весьма недавно вступивших на путь цивилизации африканских народов - генеральные закономерности эволюции примерно одинаковы..." Рассмотрим некоторые особенности эволюции на примере древнего Китая. Сразу следует заметить, что по поводу истории Китая в литературе имеются очень различные точки зрения. Наиболее оригинальная из них содержится в книгах академика А. Т. Фоменко и Г. В. Носовского. Эти авторы утверждают, что китайские древние летописи крайне хаотичны. Из них следует, что в Китае жили венгры, сербы, готы, донские казаки, татары, турки, шведы, македонцы, чехи и монголы. Монголы были высокими, бородатыми, светловолосыми и голубоглазыми. История древнего Китая искусственно растянута и основана на адаптированном изложении фрагментов европейской, византийской и русской истории. До XVII в. на Руси ни о каком Китае не знали и в дипломатической переписке его называли Богдойским ханством. Китайская историческая литература написана или отредактирована после 1770 г. нашей эры, т. е. у Китая нет древней истории. Историк Л. Н. Гумилев пишет, что с VIII по III вв. до н. э. на территории современного Китая было много государств, которые регулярно не покоряли, а полностью вырезали население на территории соседей, заселяя их своим народом. Т. е. история Китая начинается с появления идеологов Конфуция и Лао-цзы.

Для данной работы исторические даты и даже достоверность отдельных событий большого значения не имеют, важнее логика событий, которые рассмотрены в приложении. Результаты анализа исторического процесса представлены на рис. 3 графически. Полученная для Китая кривая (показана штриховой линией) имеет форму, напоминающую синусоиду. Можно представить себе Китай, который как гигантский маятник неравномерно из-за внутренней энергетики, но неотвратимо, столетиями качается между административным социализмом и феодализмом. При движении от социализма маятник проходит положения, характерные для способа конкуренции, с усилением отношений собственности, обмена или скупки земли, появлением богачей. При обратном движении к административному социализму наблюдаются элементы способа конкуренции, связанные с увеличением эффективности товарного производства крестьянских земельных наделов. По движениям маятника можно при желании изучать даже законы физики, используя понятия или динамического равновесия, или сохранения энергии. В других странах процесс развития имел отличия, но в целом для Востока цикличность развития стала характерным признаком. Как только государство по каким то причинам слабеет, начинается длительный процесс децентрализации, приватизации, дестабилизации и феодализации. Сокращаются доходы казны, жалованье чиновников, разоренные крестьяне становятся бандитами и грабят собственников. Большинству народа становится плохо и снова появляются тенденции к укреплению центральной власти и дефеодализации. Т. е. история человечества учит, что при прочих равных условиях государственная собственность для большинства населения лучше, чем частная собственность.

Схема развития исторического процесса в европейских странах в общих чертах известна широко. Если процесс описывать в физических терминах, можно отметить, что растущее недовольство людей ущербностью своего положения в несовершенном мире сформировало «силовое поле» протеста. Это "поле" стало движущей силой механизма изменения способа взаимодействия людей внутри государств, и началась смена формаций: рабовладение - феодализм – капитализм – социализм. Похожие процессы урегулирования, восстанавливающие нормальное взаимодействие, у людей происходят и на бытовом уровне, например, в трудовом коллективе, после крупной ссоры. Более подробно механизм и движущие силы изменения "общественно-экономических формаций" описаны в литературе. В частности, интересная точка зрения на механизм революционных преобразований описана в книге французского историка О. Кошена (Кошен О. Малый народ и революция.- М.: Айрис-пресс, 2004.- 288 с.). На примере Французской революции Кошен отметил общие черты, типичные для любой революции: формирование в кризисные моменты жизни народа особого слоя людей, все жизненные установки которого противоположны мировоззрению остального народа. Этот слой (малый народ) часто не отличается от большого народа по национальности, но представляет своего рода идеологическую диаспору. Диаспора ненавидит или презирает большой народ и в ее преобразовательной деятельности можно уловить даже признаки фашизма. Содержание термина фашизм менялось со временем, поэтому в литературе приводится много отличающихся определений. Но если проанализировать послевоенные формулировки, то у них можно заметить постоянную общую неизменяемую часть: фашизм - это диктатура, базирующаяся на расизме и шовинизме. Образование идеологической, а значит фашистской, диаспоры прослеживается не только в буржуазных революциях, но и в революционных переходах от капитализма к социализму, от социализма к капитализму, с натяжкой такой диаспорой можно считать даже средневековых европейских рыцарей, ставших затем феодалами.

В целом, период IV – это процесс совершенствования механизма взаимодействия людей в масштабе государств , который на завершающем этапе снова привел к появлению противоречия. Возникло новое образование – международное сообщество, и масштаб развития стал планетарным. У сообщества, как ранее у племенных союзов, договорная основа взаимодействия, нуждающаяся в правовом урегулировании силой надгосударственного образования, которого еще нет. Начались мировые войны, передел сфер влияния и природных ресурсов, гонка вооружений. Капиталистические государства сплотились в международные блоки, социалистические – предприняли попытку образования «социалистического лагеря». На графике рис. 3 «блок капиталистических государств» занял место выше «блока соц. стран» по шкале способности к мобилизации ресурсов. Здесь имеется в виду то, что оба блока соперничали в рамках способа взаимопомощи, но ведущие капиталистические страны объединили свои ресурсы, а социалистические страны развивались на базе ресурсов страны-лидера. Выяснилось, что формы взаимодействия и идеология социализма не успели созреть до уровня, устраивающего всех, а централизованная форма управления сделала систему социализма беззащитной перед приватизаторским настроем и корыстным предательством «элиты».

Прогноз развития и формулировка периодического закона. Переход социалистических стран к капитализму указывает на то, что в настоящее время идет быстрый спад на графике рис. 3. Это уже не тот капитализм, который был 100 лет назад, это – «капитализм падения» и в нем должны проявляться черты будущего капитализма, характерные для экономики, как единой планетарной системы. Начали проявляться черты следующего этапа – «феодализма падения». Появились: народ, который нельзя критиковать; две страны, которые имеют право на агрессию; привилегированная часть человечества, названная «золотым миллиардом»; страны-изгои. Неравенство наций и право сильных на чужие месторождения сырья прячутся за терминами: «страны, не соблюдающие права человека», «ось зла», «страны, поддерживающие терроризм». Международные организации планируют смену лидеров, границы и способы управления государств, ряд стран подвергся бомбардировке или прямой агрессии, в некоторых странах сложились «химеры» Гумилева. Впереди нечто, аналогичное рабовладению, где «рабами» будут целые государства. Ресурсы этих стран будут захватываться или силой, как в Ираке, или "экономическими" способами. Позднее, вероятно, отношения сильных и слабых стран будут строиться по схеме "патрон-клиент". Все потенциальные"клиенты" начнут обзаводиться постоянными "патронами", и рассматривать это можно будет как аналог "феодализма". И так далее... в соответствии с общей закономерностью. Подъем по кривой на рис. 3 неизбежен уже потому, что проблема устойчивого развития человечества требует глобального применения способа взаимопомощи с его мобилизационным ресурсом.

Так же, как и в начале IV периода, традиционная для Востока "консервативная стабильность" может дать большие конкурентные преимущества Китаю. Это государство применило "капитализм" для внешнего пользования и получения необходимых инструментов в международном экономическом соревновании, но сохранило традиционное централизованное управление экономикой, вовремя приняло меры, чтобы его финансы и заводы не были разграблены под видом приватизации. Государство развивается динамично и может оказаться если не одним из грядущих феодалов, то одним из будущих главных игроков "мирового капитализма". Вероятный вариант развития Китая показан на рис. 3.

Зависимость на рис. 3 иллюстрирует периодический закон истории . Закон рассматривает сообщества людей как сложные системы, в которых историческое развитие – это последовательность периодов саморегулирования возникающих противоречий перебором способов взаимодействия людей: "принуждения", "конкуренции" и "взаимопомощи". У закона могут быть и другие формулировки, из которых следует вывод: направленность грядущих событий исторического процесса не зависит от желаний и воли отдельных личностей и государств. Вероятными итогами событий прогнозируемого V периода истории на рис. 3 могут стать : превращение ресурсов планеты в общечеловеческое достояние, отработка принципов и законов планетарного взаимодействия и взаимопомощи людей в урегулировании или ином решении общих проблем, создание соответствующих структур управления. Такая направленность исторического развития диктуется необходимостью отработки методов рационального использования ресурсов планеты, профилактики или борьбы с последствиями будущих глобальных экологических или военных катастроф, опасность которых в общественном мнении очень занижена. Любая серьезная катастрофа может, если не погубить человечество, то многократно уменьшить численность людей, что станет поводом для досрочного начала нового периода развития на рис. 3, связанного с уменьшением масштаба событий . Причем, период этот будет протекать намного труднее предыдущих из-за недостатка природных ресурсов.

Менее катастрофично, но почти неизбежно будущее, в котором наши потомки будут проклинать нас за сожженное топливо, израсходованное сырье, отравленные воздух и воду, за раскалившуюся от парникового эффекта планету, за территории, зараженные радиацией и т. д. Для них станет очевидностью преступление предков, которые обеспечили комфортность существования себе и детям, убивая планету и внуков, которым она нужна.

Периодическая зависимость описывает в V периоде взаимные отношения только между странами. Внутри стран способы взаимодействия могут варьироваться. Например, Китай ввел элементы капитализма только там, где это целесообразно, и по древней традиции сохранил основные преимущества способа взаимопомощи, обеспечивающие динамичное развитие и обороноспособность страны. Китай - мощное государство и может позволить себе реформы не опасаясь внешней агрессии. Северная Корея защищена от внешних врагов много хуже и ей приходится сохранять социализм в неприкосновенности, т. к. потеря единства нации, связанная с расслоением на богатых и бедных, для нее опасна потерей государственности и значительной части населения. В сложном положении оказалась Белоруссия, которая в отличие от надеявшейся на "авось" России, понимает, кому будут принадлежать ее деньги и заводы после смены формы собственности и сколько граждан будет умирать от нищеты. Тем не менее, многие белорусы строят личные расчеты на отказе от способа взаимопомощи.

Приведенные примеры показывают, что знание закономерностей исторического развития может помочь ориентироваться в вопросах выбора вариантов развития государств. Из анализа механики взаимодействия людей в группах следует, что проблема выбора между "социализмом" и "капитализмом" относится к области администрирования, а не идеологии. Реально она означает всего лишь определение соотношения объемов государственного, частного и кооперативного секторов экономики каждого государства по условию эффективности экономики. При этом в странах с географически сложными условиями хозяйствования, относительно более эффективен государственный сектор, а в районах с благоприятными условиями - частный. Высокий мобилизационный ресурс способа взаимопомощи необходим в периоды послевоенной разрухи, при создании новых отраслей промышленности или решении иных крупных общенациональных проблем. Соответственно, доля участия государственного сектора в экономике в такие периоды должна резко возрастать, а после достижения устойчивого стабильного положения может падать. Последнее означает, что в торговле и даже стабильно работающих отраслях для повышения экономической эффективности может использоваться ресурс самоорганизации способа конкуренции. При этом идеологизированные вопросы отношений "труда и капитала" решаются иными способами и независимо от форм администрирования экономики.

Если сравнить закономерности рис. 3 с выводами формационной теории, можно увидеть, что второе, в какой-то мере, является частным случаем первого. Выводы формационной теории делались без должного анализа "первобытнообщинного строя" и "восточного способа производства" на базе последовательности событий только от рабовладения до капитализма. Тут функциональная зависимость "кривой развития" монотонна и экстраполяционный вывод о грядущем социализме закономерен. Но для предположений о дальнейшем развитии необходимо было определить вид функциональной зависимости кривой в целом, а этого в теории марксизма нет. Зато при обосновании формационной теории появляется сложное переплетение истории, философии и политэкономии, что указывает скорее на нечеткость представлений и расплывчатость аргументов. Возможно, демонстрацией эрудиции основоположники марксизма компенсировали недостаточную убедительность теории.

Механизм развития исторического процесса. Реальный исторический процесс состоит из множества событий и говорить о его едином механизме не приходится. Но идеализированный процесс, на основе механического подхода условно представленный "траекторией развития", удобно анализировать в рамках понятий и терминов механики. Рассматривая события IV периода схемы на рис. 3, можно считать, что с появлением противоречий в первобытнообщинной формации, «энергия развития» человечества проявилась в безудержном накоплении (отъеме) благ «элитой» сообщества, алчность которой стала «двигателем прогресса» на этом этапе. Когда отъем благ, бывших ранее в коллективном пользовании, приблизился к завершению, появилась задача сохранить приобретения. На это израсходовалась избыточная энергия «элиты». Общественная система, теряя динамику развития, наращивала потенциальную энергию «системы защиты достигнутого уровня развития». Создавались новые: культура, мораль, традиции, обычаи, законы, силовые структуры, защищающие неравенство людей. Если «элита» довольна жизнью, энергией развития становится энергия протеста народа, недовольного ущербностью своего положения, и начинается процесс компенсации его потерь. В ходе этого процесса, после достижения относительной справедливости общественного уклада, энергия протеста большинства гаснет, сформировав новую «систему защиты достигнутого уровня развития» с новыми законами и моралью.

Действие того, что здесь обозначено как « система защиты уровня развития », видно на исторических примерах. Если верить традиционному изложению истории, то во времена рабовладения даже выдающиеся мыслители считали рабство справедливым. Поэтому восстание Спартака не имело перспективы, и было подавлено во имя тогдашней справедливости людьми, уверенными в своей правоте. То же, позднее произошло в России с Пугачевым. И, наоборот, страны социалистической ориентации поддерживали национально – освободительные движения и уничтожили режим в Камбодже, осуществлявший геноцид своего народа. Во всех случаях и на любом этапе развития, «система защиты» препятствует существенным изменениям достигнутого уровня взаимодействия, считая их аморальными.

Возможности управления историческим процессом. Сложившаяся в периоде IV “система защиты” с ее высокими моральными нормами является основным препятствием предстоящему снижению уровня справедливости в международных отношениях. Главным образом по этой причине «систему защиты» приходится ломать. В новейшей истории, для дезориентации общества и изменения этических традиций, целенаправленно понижается уровень культуры и морали, поддерживаются извращения, пропагандируются мистика, сектантство, мозаичное образование, индивидуализм, культ силы и денег, разрушаются национальное своеобразие культур народов, традиционные религии и системы обороны отдельных стран, не ведется эффективная борьба с наркотиками, не развивается массовое здравоохранение.

Одним из основных факторов изменения и преобразования мира стала культура, создающая новые образцы деятельности и поведения людей, новые системы ценностей. Эти образцы закрепляются сначала в сознании, а затем и практике. Следовательно, зная закономерности исторического развития, деятельностью в области культуры можно влиять на будущее. Причем, не только на отдаленное будущее, но и на самые ближайшие перспективы. История многовариантна и сценарии дальнейшего развития могут быть как жесткими, так и относительно мягкими. Формирующаяся планетарная «элита» действует в соответствии со своими интересами. Если сопротивления не будет, то ресурсы планеты будут перераспределяться грубой силой с бомбардировкой всех недовольных. Если появится сопротивление на основе общих моральных принципов и культурных ценностей, то ресурсы все равно будут захватываться , но предпочтительно экономическими методами, с оглядкой на общественное мнение.

Знание закономерностей исторического развития может облегчить корректировку негативных процессов за счет концентрации усилий на принципиальных направлениях: борьбе с расизмом и двойными стандартами в международной политике; обосновании ценности культурного многообразия и национальной самобытности народов, права каждой страны выбирать способ администрирования своей экономики; осуждении паразитических наклонностей граждан, этносов и государств; доказательстве необходимости объединения для решения экологических проблем, необходимости экономии природных ресурсов планеты. Целесообразны проведение поисковых исследований и гласное обсуждение принципов будущего гармоничного мироустройства.

Среди закономерностей исторического процесса, представленных на рис. 3, обращает внимание сокращение длительности во времени периодов развития с ростом их номера . Это дает основание предположить сравнительно небольшую продолжительность периода V . Значит, жестокость и эгоизм отдельных народов на этапе «рабовладения» не будут забыты международным сообществом. Каждый народ является носителем уникального исторического опыта и культурных традиций, поэтому уже сейчас должны прилагаться усилия по спасению потенциальных «рабовладельцев» от опасных иллюзий и неминуемого возмездия.

Варианты исторического развития. Сплошная кривая на рис. 3 описывает период IV преимущественно для средиземноморских и европейских государств. Вид кривой варьируется в зависимости от конкретных условий, в частности, он иной у "древних социалистичных государств Востока", которые переходили к феодализму минуя рабовладение как основу экономики . У изолированных регионов со скудными ресурсами и трудными условиями существования кривая развития больше похожа на прямую. Так, у северных народов общинный уклад стал условием существования на протяжении многих веков. В этом проявилась мудрость людей, приемы выживания которых стоит изучить, готовясь к последствиям возможных катастроф. Географические причины определили склонность к общинному укладу и отсутствие понятий о господстве и паразитировании у многонационального русского народа. Поэтому выглядит сомнительным традиционное изложение истории "татаро-монгольского ига", не оставившего следов в исторической памяти народов. В далеких суровых малонаселенных краях армиям завоевателей делать нечего. Война там нерентабельна хотя бы потому, что там много не заработаешь, домой награбленное не привезешь, да и населению лесов в те времена было нетрудно от войны уклониться. Более того, с позиции теории взаимодействия логичен взгляд, упрощающий многие сюжеты истории. И тогда может показаться, что не было великих переселений народов, а были очень растянутые во времени миграции, да и то в древности, когда людей было мало, а свободных территорий много; что, в основном, места проживания народов стабильны во времени; что уровень развития всех народов до начала интенсивного развития науки был приблизительно равен, а видимые отличия определялись скорее плотностью заселения территорий; что все народы имеют одинаковую древность происхождения и одинаково перемешивались с соседями, а у тех, что кажутся моложе, могли просто меняться названия (как у киммерийцев, скифов и русских) или союзнические отношения с соседями и т. д.

Рис. 4. Динамика процессов объединения и их итоги

Способ сохранения "социализма". Общая тенденция исторического развития показана на рис. 4. График на рисунке условно отражает процесс роста во времени количества людей, входящих в группы, члены которых взаимодействуют по способу взаимопомощи. Вероятно, устойчивые группы типа расширенной семьи и рода формировались еще предками людей во II периоде. Если предположить, что современный тип людей возник в результате мутации, то первые Homo sapiens были вынуждены отделяться от рода из-за своей инородности и жить семьями, состоящими из ближайших родственников. С ростом количества людей в III периоде, формировались племена и союзы племен, последовательно увеличивался масштаб применения способа взаимопомощи членами сообщества. В IV и V периодах процессы объединения людей возобновлялись и охватывали растущее количественно население.

База исторических знаний позволяет проследить, как трансформировались итоги объединительных усилий людей в каждом периоде развития и их влияние на современный образ жизни. В периоде II семья - это группа минимального размера, а род - своеобразный союз семей. Отдельные особи не могли выходить из состава семьи, т. к. автоматически теряли поддержку сородичей. В начале III периода процесс дезинтеграции сообществ не затронул семью, но с появлением племен у людей появилась альтернатива. Можно было стать, например, профессиональным воином, т. е. членом сообщества иного типа. Но семья сохраняет значение для воспроизводства человечества и современный институт семьи можно считать главным итогом II периода развития.

Результаты объединительных процессов III периода после распада первобытнообщинного строя трансформировались в общинный уклад жизни и демократическую форму правления, которые получили широкое распространение наряду с другими формами как альтернативный способ групповой самоорганизации. Родоплеменные и патриархальные общины породили множество типов сельских общин, от древнего Египта до православного "мира" в русских деревнях; городских общин, таких как полисы в древних Греции и Риме; религиозных (например, раннехристианские общины, монастыри, еврейские кагалы); профессиональных и сословно-корпоративных (внутригородские общины-кварталы, упоминаемые в буддийских легендах древней Индии, раннефеодальные ремесленные общины-цеха). Выборность руководства родоплеменных общин трансформировалась в республиканскую демократию (Древний Рим, средневековые Новгород, Генуя, Венеция, Флоренция) и лежит в основе современных теорий и практики демократии.

В настоящее время, социализм IV периода развития трансформируется в понятие о государственном секторе экономики, как об альтернативном способе ее администрирования. Например, Англия проводит то приватизацию, то национализацию шахт в поисках эффективных форм управления отраслью. То есть, при смене периодов развития масштаб применения способа взаимопомощи, достигнутый в предыдущем периоде, сохраняется, а в конце периодов и растет. Форма применения способа адаптируется к изменившимся условиям и из единственной в предыдущем периоде становится альтернативной в последующем.

По аналогии с периодом IV, можно предположить, что процесс перехода к способу взаимопомощи в V периоде начнется с создания планетарного сектора экономики, управляемого из единого центра (Всемирного Совета, ООН или т. п.), который будет считать общим достоянием сначала природные ресурсы и жизненно важные сферы деятельности и производства.

Долгосрочные прогнозы. Закономерности рис. 3 позволяют прогнозировать развитие человечества не только для периода V, но и его катастрофические варианты, связанные с природными катаклизмами, эпидемиями планетарного масштаба, падениями астероидов, военными действиями из-за надежды на "мировое господство", экологическими бедствиями и др. В любом случае, кроме нулевого, вероятно, развитие будет определяться тем, что удастся сохранить после катастрофы (количество людей, знания, культуру, жизненные ресурсы, организационные структуры, технику). Соответственно, взаимодействие людей будет развиваться по схеме периода IV или III, в зависимости от масштаба событий, к которому придет человечество. В любом из этих вариантов недостаток ресурсов определит быстрое падение по кривой развития к формам взаимодействия людей по способу принуждения. Периоды развития могут иметь сложную структуру из-за того, что новые "противоречия" могут возникать до того, как будут урегулированы старые. Такими, скорее всего, были период II из-за появления новых видов и период III из-за катастроф. Память о катастрофах сохранилась в легендах многих народов.

То, каким будет период VI при оптимистическом варианте развития, сейчас можно только предполагать. Это может быть связано: с расселением людей на другие планеты; с появлением в результате естественного отбора, мутаций, неосторожности генетиков или целенаправленного конструирования новых более совершенных видов людей или разумных существ; с новыми открытиями, меняющими основы существования. У человечества может проявиться новая суперцель бытия,связанная уже не с обеспечением условий выживания, а с созиданием чего-то, что пока трудно представить.

Но очень вероятен и пессимистический вариант развития- движение человечества в обратном направлении по кривой развития из-за унаследованной от животных неспособности людей контролировать рождаемость, истощения ресурсов планеты, войн за эти ресурсы, потери технологий. Тогда циклы развития, показанные на рис. 3, окажутся частью более крупного цикла, в котором события начнут повторяться как в древнем Китае, но с убыванием энергетики. Поступательное развитие прекратится, постепенно энтропия начнет побеждать живую материю, и наша любимая планета превратится в один из множества никому не нужных шариков во вселенной.

Приложение. Развитие исторического процесса в Китае

Исторический процесс анализируется на базе книг : Васильев Л. С. История Востока: В 2 т. Т. 1: Учебн. по спец. "История".- М.: Высш. шк., 1994.- 495 с. и Т. 2: Учебн. по спец. "История".-М.: Высш. шк., 1994.- 495 с. Наиболее важными считаются события, отражающие изменения способов взаимодействия людей. На рис. 3 представлен один из ряда возможных вариантов схематизации исторического процесса.

Официальная история Китая начинается с пяти легендарных императоров: мудрого, добродетельного, великого и т. д. Великий основал династию Ся, следов которой никто не может найти. В конце эпохи неолита появилась культура Шан-Инь - протогосударство с правителем ваном (ханом). Вокруг столицы располагались территории с местными правителями, на периферии жили племена, которые могли не починяться вану. Из-за опасности вторжений враждебных племен, Инь пришлось обзавестись системой, превращающей ее в единый и сильный организм. Этой системой стала централизованная администрация, которая управляла сельскохозяйственным процессом и защитой окраин от вторжений враждебных племен. Аппарат перераспределял продукты коллективного труда, в частности, содержал многочисленных ремесленников. Вроде бы население имело общинную организацию.

Через пару веков государство было завоевано иностранцами - союзом племен чжоусцев. Образовалась хорошо знакомая нам структура, которую Л. Н. Гумилев называл химерой. Чжоусцы смогли укрепиться, наладить эффективную централизованную администрацию, но периферию страны разделили на уделы, которые были розданы родне и приближенным вана. Постепенно власть вана ослабла, уделы трансформировались в ряд независимых государств, воюющих друг с другом. Начался малый период А на кривой развития процессов в Китае, показанной на рис. 3 штриховой линией. Борьба всех со всеми распространилась на образовавшуюся аристократию и, даже, на крестьянские общины. Главными тенденциями пяти веков развития стали приватизация и феодализация.

Нестабильность власти, нападения соседних племен, необходимость кормить дармоедов-феодалов не соответствовали интересам большинства населения и затрудняли мобилизацию усилий для борьбы с враждебными соседями. Сложившийся уклад жизни стал опасным для дальнейшего существования "Китая", поэтому правители снова начали укреплять центральную власть за счет ослабления уделов. Основой структуры государства становились уезды, управлявшиеся чиновниками. Административно-бюрократическая структура стала вытеснять феодализм и сформировалась восходящая ветвь кривой периода А. В это время Конфуций стал учить, что государство-это большая семья, которой нужно разумно управлять, моисты призывали отказаться от клановых связей и аристократических привилегий. Появилось учение легистов о культе закона и обязательности выполнения распоряжений правителя, о необходимости строгого контроля за частными собственниками. В одном из царств Цинь реформы легистов проводились наиболее последовательно, оно значительно укрепилось, одно за другим присоединяло другие царства и превратилось в империю Цинь. Организационная структура империи включала министров, губернаторов, военных начальников и др., чиновники получали за свой труд фиксированное жалованье. Все было как при развитом социализме далекого будущего. Да были перекосы у идеологов-легистов, аналогичные жестокостям иностранцев-большевиков. Например, система законодательства предусматривала уничтожение преступников вместе с ближайшими родственниками. Народ, естественно, "страдал от тяжести взваленной на него ноши", начались восстания и династия Цинь пала.

Предводитель повстанцев Лю Бан объявил себя императором и основал династию Хань. Хань отбросили жестокости легизма и приспособили к своим нуждам конфуцианство. Страну снова поделили на области, уезды и волости. Восстанавливали хозяйство, освобождали рабов, ограничивали частников. По неопытности Лю Бан пожаловал родственникам и приближенным некоторые уделы. В результате начался сепаратизм, случился мятеж и более четко определилось начало малого периода B на штриховой кривой рис. 3. Допущенную ошибку скорректировали, ограничили права владельцев уездов, назначили губернаторов, создали сильную бюрократическую администрацию и замедлили переход к феодализму. Тем не менее, со временем власть центра ослабла, усилились богатеи, сильные дома (кланы). Начались кризис, восстания. Вторая династия Хань продолжила реформы. Экономика начала подниматься, но во II веке положение ухудшилось. Снова произвол, беззаконие, восстания. Усилились военачальники и сильные дома, сформировался уклад неотличимый от феодализма.

Дальнейшая последовательность событий: образование трех царств, которые возглавили военачальники, вторжение кочевников, проникновение в страну буддизма. Один из полководцев основал новую династию Дзинь, объединил царства, начал реформы, но "наступил на старые грабли"- выделил по неосторожности крупные уделы родственникам. Результат: усиление правителей уделов, мятеж, вторжения в стану кочевников. Династия Цзинь прекратилась.

Южный Китай захватили кочевники сяньбийцы, основали династию Северная Вэй, восстановили централизованную власть,сформировали восходящую ветвь кривой периода B установив конфуцианские порядки и окитаились, но страна начала возрождаться. Полководец северян объединил Китай и основал династию Суй. Он укрепил централизацию государства, ослабил сильные дома, дал землю крестьянам. Состояние экономики позволило его сыну заняться строительством каналов и Великой стены, воевать с соседями. Войны были неудачными, начались восстания, императора убили, а его военачальник основал династию Тан. Страну разделили на 10 провинций, области и уезды, прекратили престижные стройки, восстановили систему наделов крестьян землей. В это время чиновники назначались из центра, проводились конкурсы претендентов на должности, ввели систему экзаменов для чиновников (удивительно, но положение чиновников не давало карьерных преимуществ их детям). Опять установился "социализм". Кое-что в нем еще не созрело, например, профсоюзы с "горящими путевками", но не было и телефонного права. Стабильная и обеспеченная жизнь привела к расцвету искусства.

Пока поэты воспевали наложницу императора Ян Гуй-Фэй как самую выдающуюся красавицу, жизнь на месте не стояла. Что-то власть не доглядела и усилились военные наместники. Один из них поднял восстание. Восстание подавили, но наложница была убита и император умер. Начался кризис, вызванный скупкой чиновниками земель у крестьян, начался малый период С на рис. 3. Власть пыталась стабилизировать ситуацию, скорректировала налоги на крестьян в соответствии с фактическим количеством земли, оставшимся в собственности, следила за тем, чтобы каждый крестьянин имел свое поле. Помогло, но ненадолго. Начался очередной крестьянский мятеж, который был подавлен, но это не остановило разброд и междоусобные войны. Династия Тан закончилась.

10-13 вв. в Китае прошли под успешным натиском северных племен. Пришлось платить дань. Зато экономика и технологии развивались неплохо, только аграрная политика подвела. Количество крестьян-землевладельцев снижалось, в деревне появился значительный слой мало- и совсем безземельных. Снова начались крестьянские восстания и попытки исправить положение. Землю перемерили, укрепили центральную администрацию, страсти народа утихли, жизнь стабилизировалась, что очень условно принято за конец периода С. В 1127 г. на страну напали чжурчжэньские племена, захватили Кайфын и самого императора. Сын императора основал новую столицу на Юге страны, в которой крепло чувство патриотизма и расцветала живопись. В северном Китае установилась очередная химера - безраздельная власть иностранцев над аборигенами.

В 1280 г. Китай оказался под властью монголов, а великий хан Хубилай стал китайским императором династии Юань. Экономика страны пришла в упадок, завоеватели стали чем-то аналогичным феодалам, обозначающим начало нового малого периода D. Постепенно страна начала возрождаться на конфуцианской основе, в администрации работали чиновники, возродилась даже система экзаменов для них. Завоеватели начали окитаиваться через смешанные браки, но пренебрегали обязанностью ремонтировать каналы, дамбы, чистить русла рек. Один из прорывов дамб на реке Хуанхэ унес сотни тысяч жизней и дал толчок росту патриотических настроений у аборигенов. Начались народные восстания, монголы были разгромлены, предводитель восставших основал новую династию Мин. Мин укрепили центральную власть, раздали землю нуждающимся, снизили налоги, но по сложившейся традиции наградили родственников уделами, что привело к смуте и ее подавлению. В конце XV в. положение страны ухудшилось. Бездумное размножение привело к росту населения страны, крестьян стало больше, на всех земли не хватало, земля скупалась богатеями, поступление налогов в казну снизилось, пришлось вводить новые налоги... Крепла оппозиция, началось крестьянское восстание, династия Мин закончилась, предводитель восставших стал императором.

В 17 в. объединились племена маньчжуров и стали совершать регулярные набеги на Китай. После 1644 г. они захватили власть в стране и основали династию Цин. Маньчжуры под страхом смерти заставили китайских мужчин носить косу как символ покорности, но довольно быстро китаизировались, стали сторонниками конфуцианства, сохранили традиционную административную систему и систему экзаменов для чиновников. Китай под властью Цин быстро развивался и это время удобно рассматривать как завершающую стадию периода D. Население Китая в начале 19-го в. равнялось приблизительно 300 млн. человек.

В начале XVIII в. Китай закрыл христианские церкви, отказался от услуг миссионеров и иностранных торговцев, в товарах которых не нуждался. Тогда англичане в обмен на китайские изделия стали ввозить опиум, который превратился в бедствие для страны и обозначил наступление нового полуколониального малого периода Е. Последовало массовое разорение землевладельцев, начались восстания, требовавшие социальной справедливости и наказания нерадивых чиновников. В частности, восставшие тайпины для реального управления захваченной ими частью страны из декларированной совокупности идей смогли использовать только традиционные конфуцианские методы. Последовали успешные военные действия англичан, которые навязали Китаю подписание колониальных по сути соглашений, и разгром крестьянских движений. Неудачными оказались попытки властей создать индустрию современных вооружений. Китай проиграл войну с Францией за Индокитай (1885 г.), японо-китайскую войну (1895 г.), потерял Вьетнам, Корею и Тайвань, отдельные куски территорий у него захватили Германия, Англия, Франция, Россия. Поражения привели к росту патриотических настроений, возникновению и последующему подавлению антииностранного движения "ихэтуаней".

История Китая в 20 в. драматична, наполнена множеством событий, борьбой революционеров, интересов и идеологий. Китайскому народу пришлось поучаствовать: в свержении императорской власти; в борьбе партий Гоминьдан и коммунистической за объединение страны и между собой; в борьбе с японской оккупацией; в культурной революции Мао Цзэ-дуна, которая обозначила завершающую фазу периода Е; в экономических реформах, заставляющих китайцев лезть во все экономические и территориальные щели, чтобы выжить. Такое впечатление, что существование наших соседей за много веков стало почти безальтернативным и направлено только на две цели выжить и размножиться. Как у насекомых. У автора, как территориального соседа Китая, это вызывает тревогу. Перспективы китайцев на спокойную жизнь для себя и соседей из-за множества стран-экономических конкурентов не заметны. Вряд ли они смогут упорядочить сексуальные контакты, значит будут захватывать чужие ресурсы и жизненное пространство для растущего населения.

Hosted by uCoz